Водомёты в настоящий момент применяются в основном в двух противоположных областях: водомётные установки большой мощности или небольшие водомёты для гидроциклов. Причём для последних водомёт является единственным движетелем, без каких-либо альтернатив. На прогулочных катерах и лодках в основном используются только стандартные гребные винты.
Конечно, связан такой выбор прежде всего с некоторыми недостатками водомётов, но о них мы поговорим в следующей статье. А сейчас давайте разберём конструкцию водомёта и его достоинства.
Водометный движитель (водомёт) это фактически тот же винт, только он заключён внутрь трубы, но его конструкция намного сложнее, чем у обычного винта. Водомёт – это фактически насос, который всасывает воду через входное отверстие, посредством внутреннего винта разгоняет её и выталкивает наружу через сопло. Само сопло может двигаться в горизонтальной плоскости, благодаря чему судно и поворачивает. Предусмотрен и задний ход – струя воды идёт обратно благодаря перекрывающему дефлектору.
Из-за того что вода проходит по трубе, появляется нежелательный эффект трения, из-за которого теряется часть мощности, но в современных водомётах она компенсируется повышенной эффективностью крыльчатки насоса. Поэтому сейчас водомёты не уступают по своим пропульсивным характеристикам гребному винту, а на высоких скоростях, нередко и превосходят его.
Водомёт очень полезен на мелкой воде. Существуют даже модели катеров, которые могут «выбрасываться» на берег, а затем, за счёт обратной струи возвращаться на воду.
Важной особенностью водомётного движителя является безопасность, ведь винт спрятан в корпус и не может нанести вред людям. Водомёты, как правило, применяются для катания воднолыжников и спасательных катерах.
В отличие от гребного винта водомёт меньше подвержен воздействию плавающего мусора. А если входное отверстие водомёта забилось, то оно может быть прочищено или обратной струёй или специальными подвижными пальцами.
Судно с водомётом намного маневреннее, оно может даже совершить разворот на месте. А при экстренном торможении тормозной путь становится значительно меньше.
И, конечно, ещё одно преимущество водомёта – это мягкая работа и полное отсутствие вибраций.
В следующей статье вы узнаете о недостатках водомётных движителей, что бы не пропустить её, подпишитесь на RSS-ленту.
Источник: new-granta.ru